Семья, которая создала самый известный столичный музей

26

Музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко.

В Киеве много музеев. Однако особого внимания заслуживает Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. В нем собрана уникальная коллекция, в которой более чем 25 000 экспонатов.

Там есть полотна Рубенса, Веласкеса, Беллини, Йорданса, Строцци. Его особенность в том, что создан он был одной семьей.

Богдан Ханенко происходил из древнего казацкого рода. Он родился 23 января (5 февраля) в селе Лотоки на Черниговщине. Семья владела большим имением, подаренным еще гетманом Разумовским. Парня отправили на учебу в Москву. Он окончил Первую московскую гимназию, позже — юридический факультет Московского университета. Получил назначение в Санкт-Петербург, где работал судьей.

Подпишись на наш Telegram канал:

Богдан Ханенко

Варвара Ханенко — это старшая дочь известного украинского предпринимателя и мецената Николая Терещенко. Она появилась на свет 9 августа 1852 в городе Глухов на Черниговщине. А 1870 году семья Терещенко начинает жить в Москве. Этот период длился 5 лет. И в 1875 году Николай Терещенко перезжает в Киев где и будет жить до самой смерти. И именно он начинает собирать свою коллекцию произведений искусства. Кстати, в 1898 году по заказу Николая Терещенко был построен дом с первым в Киеве паровым отоплением, водопроводом на лифтами. Варвара воспитывалась в семье, где ценили искусство, умели работать, не забывали о благотворительности.

Варвара Ханенко

Встреча Богдана и Варвары состоялась в Санкт-Петербурге. Их объединило не только любовь, но и горячее увлечение искусством. Супруги много путешествовали, они начали собирать собственную коллекцию. С конца 1870-х годов Ханенко жили за границей. Они были постоянными клиентами антикрваров в Париже, Риме, Неаполе, Флоренции, Вене, Берлине, Мюнхене, Мадриде, Варшаве. Позже Богдан работал в должности члена Варшавского окружного судьи. Однако поиск новых экспонатов для художественного собрания не прекращалось.
При этом коллекционеры были искренне убеждены в том, что подарят свою коллекцию стране. «Иметь, скажем, картину Тициана или греческий мрамор V века и не показывать эти вещи — то же, что присвоить себе одному неопубликованные произведения Пушкина, Гете или Шекспира. Произведения гениев не должны принадлежать только своим обладателям »- убеждал Богдан Иванович.

В начале 1880-х годов Николай Терещенко подарил дочери участок земли в Киеве. Там было решено построить галерею. В 1887 году по адресу ул. Терещенковская, 15 появилось имение. Его спроектировали архитекторы Мельцер и Маркони. Оно было выполнено в стиле ренессансного дворца с лепным родовым гербом Ханенко на фасаде второго этажа. Внутри дом был спроектирован как ряд залов с отдельными этностилистическими интерьерами. К тому времени в коллекции супругов было 1200 художественных произведений, а в библиотеке — более 3000 книг.

«Зеленый кабинет» в музее

Благодаря выставкам в Петербурге, каталогам, отзывам в прессе, коллекция супругов Ханенко стала широко известной в мире. В 1910 году Богдана Ивановича выбрали почетным членом Академии художеств в Санкт-Петербурге.

Казалось, мечта Богдана и Варвары о создании крупного музея осуществится. Однако коррективы внесла первая мировая война. Опасаясь оккупации города немецкими войсками, Ханенко перевозит часть собрания в Москву на хранение в Исторический музей.

Богдан Ханенко в музее

В 12917 году Богдан Иванович умер. Согласно его завещанию, коллекция зарубежного искусства дарилась Киеву. Причем Варвара должна была остаться распорядительницей коллекции и подготовить ее к экспонированию в городском музее.

После смерти мужа Варвара начала еще более настойчиво готовить экспозицию вместе с директором музея В. Лукомским. Однажды к ней пришли из немецкого оккупационного командования с предложением перевезти все художественные ценности в Германию, вдова категорически отказалась. Чтобы сохранить коллекцию, 15 февраля 1918 она направила заявление в новую украинскую Академию наук с просьбой принять в дар здание музея и все экспонаты.

Наступили бурные времена как для Киева в целом, так и для Варвары Ханенко. Ее материальное положение резко ухудшилось. В 1919 году после прихода советской власти, коллекция была национализирована.

Когда Киев захватили деникинцы, музей вернулся в распоряжение вдовы. Но государство больше его нне финансировало. Помещение не отапливалось. Оно было то казармой, то военным штабом. Родственники и друзья Варвары Ханенко эмигрировали за границу. С ней осталась только сестра Ольга и прислуга.

Наконец 28 февраля 1921 Академия наук приняла музей под свою опеку. Последние годы жизни Варвары Николаевны были тяжелыми. Помещение музея с тыльной стороны имеет три этажа. Последний — это низкая мансарда. Там жила во время советской власти бывшая обладательница дома с сестрой и служанкой. Позже их лишили и этого убежища. Последние дни женщина доживала больная, голодная, всеми забытая у служанки. Она умерла в апреле 1922 года.

Ее похоронили рядом с мужем на территории Выдубицкого монастыря. Долгое время над могилами стоял простой деревянный крест с надписью «Ханенко от Дуси». Его поставила именно и служанка, которая провела с Варварой Николаевной последние тяжелые годы.

Во время второй мировой войны было вывезено в Германию около 360 картин, девять скульптур и 20 690 гравюр. После войны коллекция пополнялась, некоторые экспонаты удалось вернуть.

В 2011 году указом Януковича музей получил статус национального.

Посетить Национальный музей искусств имени Богдана и Варвары Ханенко можно со среды до воскресенья. Время работы: 10.30-17.30