Киевский Иерусалим (Храм Феодора Освященного)

0
142

В средине ХІХ века началось массовое заселение киевской окраины- Лукьяновки. Жители района хотели иметь свою церковь, ведь ближайшие храмы — Кирилловский и Вознесенский — находились довольно далеко.

Проект храма подготовил киевский архитектор Николай Юнгерс. Но в Киев был отправлен проект петербургского инженера Петра Меркулова. Юнгерс подкорректировал проект, однако по ряду причин передал ответственность за постройку архитектору Петру Федорову. Храм был заложен в 1871 и освящен в 1874 году. Способствовал сооружению храма владелец хутора Александр Багговут ( герой Крымской и Кавказской войн, генерал). Впоследствии он стал старостой храма. В 1884 году, через два года после смерти Багговута, в его честь назвали улицу, на которой стоял храм. В советское время ее трижды переименовывали, но вот уже два с половиной десятилетия улица снова Багговутовская.

Церковь имела пять куполов и шатровую колокольню — все в псевдорусском, популярном в те времена стиле, расписан фресками по образцу убранства церквей времен Киевской Руси. Купола были покрашены «под шахматную доску». Храм назвали во имя Феодора Освященного, т.к. большую часть средств на его строительство дал коллежский асессор Федор Иванов.

ХРАМ ФЕОДОРА ОСВЯЩЕННОГО. Через несколько лет при церкви открылось Лукьяновское дамское попечительство о бедных , содержавшее дневной приют с приходской школой, и школу домоводства.. Со всех ближайших районов сюда стекались бездомные, для того чтобы получить еду и одежду.

В конце 19 века Киев активно разрастался и Лукьяновка из тихого предместья быстро превратилась в полноценную часть города. Храм вскоре стал тесным для желающих в него попасть. В это время и возникала идея создания священных пределов в подземелье церкви.

Прихожанин храма, любитель искусств и археологии , коллекционер старины Турвонт Кибальчич организовал экспедицию в Святую землю . Он произвел замеры пещеры Гроба Господня в Иерусалиме и гробницы Святого Климента Римского в Инкермане . В церкви на Лукьяновке создали точные копии этих двух святынь.

Под южным приделом в честь Воскресения Христова разместили точную копию святой пещеры Гроба Иисуса Христа.Мрамор, из которого изготовлена святыня был привезен из Иерусалима.

А под северным приделом, разместили копию пещерного храма, вырубленного священномучеником Климентом Папой Римским, в Инкерманских каменоломнях в Крыму. Этот святой, ученик апостола Петра, был одним из первых христианских проповедников.

Работы были выполнены к 1896 г. Благодаря копии Гроба Господня церковь получила название «Киевский Иерусалим». Из Киево-Печерской Лавры в Феодоровский храм перенесли точную копию древнего образа Воскресения Христова, находящегося над Гробом Господним в Иерусалиме. Турвонт Кибальчич подарил храму многочисленные реликвии, собранные им в Святой Земле -частицу Животворящего Древа, камни от пещеры Гроба Господня и погребальной пещеры Богоматери, кусочки камней от Вифлеемской пещеры и Маврийского дуба, под которым библейский патриарх Авраам принимал трех путешественников.

Храм быстро превратился в центр паломничества. Уже в 1890-х годах святыня упоминается в киевских путеводителях . Поскольку совершить паломничество на Святую Землю мало кому представлялось возможным (к тому же Палестина тогда была под властью Османской империи, отношения с которой складывались не наилучшим образом), паломники довольствовались посещением точной копии священной пещеры, в которую был принесен Господь Иисус Христос после распятия.

В 1924 году советская власть отобрала храм у религиозной общины. В 1935 церковь дважды пытались взорвать, оба раза неудачно. И тогда ее разобрали по кирпичику, подземные храмы засыпали. Первый этаж дома на углу улиц Багговутовской и Овручской построен из этого кирпича (адрес – Багговутовская, 4, здание частично стоит на месте бывшего церковного кладбища). На месте храма разбили сквер.

В сентябре 2007 года провели археологическую разведку и определили, что фундамент разрушенной церкви находится в 15 сантиметрах от поверхности грунта. Начали раскопки и нашли в земле икону Благовещения Пресвятой Богородицы, а вскоре и сохранившиеся конструкции подземных святилищ: алтарь святителя Климента Римского и алтарь с “пещерой Гроба Господнего”, что стало сенсацией для Киева.

Сохранились архитектурный план и фотографии, которые помогут воссоздать храм в первоначальном виде.

«Все уцелело, кроме святого ложа. Оно было буквально разбито при уничтожении храма и сейчас на этом месте стоит деревянный стол. Те, кто уничтожали, понимали, что здесь есть главной святыней», – историк Кальницкий

Вернулась и икона Божией Матери Иверская из разрушенного Феодоровского храма. Это копия чудотворного образа из Иверского монастыря на Афоне. Считается, что он написан евангелистом Лукой. Вскоре после того, как храм пытались взорвать, одна женщина нашла икону рядом с ним. Она хранила образ дома, а перед смертью передала родственникам, которые и принесли его в храм. А еще местные жители вернули символический ключ от храма, найденный много десятилетий назад.

Рядом с раскопками стоит одноэтажное здание, прежде служившее домом священника, а ныне – временный храм святого Феодора Освященного, в котором проводятся богослужения до восстановления церкви на месте раскопок

Найденные святыни, нигде больше в Украине не встречаются, они дороги не только как историческая память, но и как проявление благодарности тем, с чьими именами связан этот район столицы. В частности, участнику возведение храма и старосте прихода, генералу А.Багговуту и генералу Ф.Пишенкову, чья усадьба сохранилась неподалеку сквера им. И.Котляревского, на ул.Герцена и чей склеп был именно на территории нынешних раскопок, на углу Багговутовской и Овруцкой.

Храм святого Феодора освященного будет восстановлен, но сроки пока неизвестны. Сейчас разрушенная святыня занесена в перечень памяток архитектуры Киева.

Рядом с раскопками стоит одноэтажное здание, прежде служившее домом священника, а ныне – временный храм святого Феодора Освященного, в котором проводятся богослужения до восстановления церкви на месте раскопок.

@Ирина Лихачёва