Stand Up в Киеве. Как создаётся юмор и куда пойти посмеяться

0
920

Юмористический жанр Stand Up в нашей стране набирает популярности. Мы решили взять большое интервью у киевского стендап-комика Макса Вышинского в канун его большого сольного концерта. Поговорили о стендап-движении в столице, о внутренней кухне и о подготовке комика к большому концерту.

– Макс,  расскажи что привело тебя в стендап?

– Моя история вряд ли будет отличаться от историй большинства стендап-комиков. Начиная со старших классов и до года так 2013-го, я активно играл в КВН. И не просто играл, а отдавал этому 90% своего времени. И уже тогда я внутри себя понимал, что попрощаться со сценой у меня не получится. Когда КВН в моей жизни закончился, я увидел, что в Киеве будет проводиться «открытый микрофон» и пришел попробовать свои силы…

– И как? Получилось?

– Тогда мне казалось, что «да», но сейчас как вспомню то выступление… О, Боже, как с таким материалом можно вообще выходить на сцену?! (смеется). Но все приходит с опытом. Думаю, каждый комик, когда вспоминает все первое выступление – хватается за голову.

– Ты сказал, что твоя история попадания в стендап не отличается от историй других комиков. То есть все пришли в этот жанр после КВН?

– Многие, с кем я начинал – да. Но сейчас уже выросло поколение юмористов, которые начали сразу со стендапа, и школу КВН не проходили.

– Это хорошо или плохо?

– Здесь однозначного ответа нет. Но как по мне, у тех, кто в КВН не играл более свободный подход к материалу, что часто приводит к ошибкам. Многие думают «ай, мне нравится, значит это главное, а то что материал не зашел – значит зритель виноват». Наше поколение (как бы пафосно это звучало), знает что такое редактуры, знает что такое «переписать материал», и знает, что в первую очередь юмор – это работа, и работаешь ты не для себя, а для зрителя.

– То есть в стендапе редактуры не существует?

– Существует, но только в телепроектах. А в большинстве стендап-клубов редактуры нет. Все происходит на доверии, ты сам в ответе за свой материал. И здесь важно, чтобы у тебя хорошо работал внутренний редактор. А если в чем-то сомневаешься, то можешь проверить материал на открытых микрофонах и на «техничках». Но есть и клубы, которые перед своими концертами проводят «читки».

– Как это происходит?

– Комик читает свой материал коллегам по цеху, слабые места дорабатываются на месте, общими усилиями. Также многие комики просто договариваются между собой и «читаются» друг другу, вместе дорабатывают материал. Это очень важно, потому что ты можешь погрязнуть в своих мыслях, своих шутках и тебе просто необходимо мнение со стороны.

– С кем из комедиантов ты практикуешь такой способ подготовки к концерту?

– У меня есть такой друг, это Сергей Демченко, он раньше был одним из самых востребованных комиков страны, но по личным причинам решил со сцены уйти, и заняться сценарной работой. Но навыков в написании стендапа не потерял, поэтому мы активно видимся и работаем над моими монологами. Также уже полтора года мы с Антоном Тимошенко договариваемся встретиться, и помочь друг другу, но все никак не получается (смеется).

– Ты часто используешь термин «стендап-клубы». Как они образуются и сколько таковых в Киеве?

– Стендап-клуб это объединение комиков под своим брендом. Другими словами, комики, которые имеют общее виденье комедии, философию, подход к юмору объединяются в клуб и занимаются организацией концертов.

В Киеве их несколько. Это «Stand Up Production», «Подпольный Стендап», «The Stand Up», «Stand Up Клуб», «ПУСК». Также организацией стендапа занимается Андрей Шабанов, под брендом «Стэнд Ап Шоу».

Это те вечеринки, на которые стоит сходить зрителю. Еще есть другие клубы, но на их концертах я не был, не знаю насколько хорош их уровень, поэтому советовать их читателям не стану.

– И у каждого клуба есть свои постоянные резиденты?

– Мне слово «резидент» в стендапе не очень нравится. Резиденты вроде бы и есть, но многие комики из одного клуба часто выступают на концертах других клубов, и ничего страшного в этом нет. Ведь чем больше у тебя выступлений, тем сильнее ты развиваешься и набираешься опыта. И мне кажется, глупо привязывать себя к какому-то определенному клубу, это сейчас не имеет смысла. Я считаю, что в первую очередь в стендапе должно быть на виду твое имя, твоя индивидуальность, ведь людям все равно, на площадке какого клуба они тебя увидели.

– Но все таки, судя по твоей странице в Facebook, ты чаще всего выступаешь в рамках «Подпольного Стендапа»…

– Да, это правда. Мне очень приятно, что организатор «подпольного» Свят Загайкевич доверяет мне и часто зовет выступить. Значит, я как артист не подвожу его как организатора. И ему как организатору это важно, я сам знаю каково это…

– То есть ты тоже занимаешься организацией стендап-вечеринок?

– Да. Но в нашем случае правильно говорить «стендап-концертов».

– Какая разница между вечеринкой и концертом?

– Вечеринка, это когда люди пришли в первую очередь выпить, покурить кальян, поболтать, а комедия для них на последнем месте. Такие стендап-мероприятия в итоге не нужны ни комикам, ни зрителям.

В моей философии стендап должен быть именно концертом. Чтобы зритель не отвлекался на официантов, чтобы была театральная посадка, чтобы ничего не мешало происходящей комедии.

Мы под брендом «Stand Up Production» делаем концерты именно такого формата… Потому что стендап – это твои мысли, твое отношение к какой-то проблеме, и хочется чтобы зритель услышал тебя, посмеялся, задумался, а не просто кушал пиццу, пока ты в кальян рассказываешь материал.

– Как часто вы проводите концерты от «Stand Up Production»?

– Мы делаем пять больших концертов в год, мы хотим создать эксклюзивность стендапа, хотим, чтобы материал комиков не повторялся. Хотим, чтобы люди приходили на стендап как на важное событие, а не просто потому что нечем заняться в пятницу вечером. Мы работаем только с площадками с театральной посадкой на более чем 200 мест. Да, задача сложная, большой риск, но кто не рискует…

– А как же выпить? Это же стендап, многие люди думают, что эти вещи неразделимы.

– Для таких зрителей есть «Стендап и вино». Формат проверки нового материала. Организацией тоже занимаемся мы, «Stand Up Production». В этот вечер, мы создаем атмосферу легкости, комики проверяют материал, зритель может побаловать себя вином. Но, опять таки, мы просим, чтобы во время выступления комиков никто не ходил на бар, и не мешал процессу.

– Ты проверяешь материал, потом дорабатываешь и выступаешь на большом концерте. Сколько «техничек» тебе нужно чтобы быть уверенным в материале на большой сольный концерт?

– Сольный концерт это обычно 60 минут материала. Здесь важно проверить их полностью, а количество «техничек» не важно. Можно проверять 10 раз по 6 минут, 6 раз по 10 минут. Но чем больше «проверок» тем лучше. Ведь материал хочется проверить и усилить максимально. Иначе зритель не простит. (смеется)

– Расскажи как проходит твоя подготовка к сольному концерту в «Украинском Доме»?

– Это для меня новый вызов. У меня есть опыт выступлений на таких больших площадках, но сольно я пока не выступал в локациях на 500+ мест. Переживаю? Да. Уверен что все пройдет отлично? Да.

Это будет не просто час шуток, это будет нечто бОльшее. Этот концерт станет для меня неким экзаменом. Я не хочу подвести ни себя, ни зрителя. Поэтому сижу над каждым предложением, проверяю материал всегда, когда есть возможность, переписываю, переписываю, переписываю, довожу до идеального состояния каждую шутку и мысль.

– Почему концерт называется «Я за вами слежу»?

– Когда зритель будет слушать то, что я рассказываю – у него сложится впечатление, что я действительно за ним слежу. Они будут думать: «Откуда он все это обо мне знает?». Я хочу показать людям их настоящую сторону, рассказать, как мы все выглядим со стороны. Ведь в этом их есть наша жизнь. Мы смешные, странные, иногда глупые, но все делаем с серьезным лицом.
Главный посыл простой – нужно оставаться самим собой и не притворяться. Я думаю, что юмор – лучший инструмент, чтобы донести это людям.

Поэтому жду вас 9-го ноября в «Украинском Доме», посмеемся. «Украинский Дом» в народе называют «белый дом», это такое большое здание на Европейской площади, если кто не знает (смеется).

– И в конце, задам тебе пять блиц вопросов. Отвечай быстро и по делу, готов?

– Конечно.

– Как настраиваешь себя перед выступлением?

– Играю на телефоне. (смеется). Говорю себе фразу: «Дай дрозда!». В смысле: «Кайфуй!».

– Выпиваешь алкоголь перед выступлением?

– Смотря перед каким (смеется). Нет, шучу. Эта привычка ушла вместе с КВНом.

– Кто твои любимые украинские комики?

– Бекир Мамедиев, Никита Шевчук, Денис Дума, Антон Тимошенко.

– В среднем сколько ты зарабатываешь за 15 минут выступления?

– От «спасибо» до 10 000 гривен.

– Твоя мечта как комедианта?

– У меня их две. Чтобы в будущем билеты на мой концерт разлетались за несколько месяцев до него. И вторая – чтобы все граждане Украины знали, что такое стендап.

Ну что ж, спасибо за такую откровенную беседу, желаем тебе реализовать все свои творческие планы, и, конечно же “дать дрозда” на своём ближайшем сольном концерте .